Сериал «Филфак» напомнил зрителю, как харизматична эта актриса: там она играет самую неоднозначную из преподавательниц — Аллу Орлову. Всем известно, что дочь знаменитого режиссера, внучка репрессированных интеллигентов и сама прошла непростой профессиональный путь. От звезды "Покровских ворот" и "Того самого Мюнхгаузена" — до официантки в американском кафе… Но личная жизнь актрисы была не менее насыщенной.
«Она, как только родилась, перестала быть советским человеком», — скажет о ней в интервью ее друг, писатель Петр Гладилин. И это так. Елена не принимает никаких правил, все ставит под сомнение и очень непосредственно принимает решения в жизни.
Непримиримость досталась девочке по наследству. Она с раннего детства знала о тоталитарной политике страны, о том, что ее дедушка был расстрелян, а бабушка, сильная духом и аскетичная женщина, провела 22 года в лагерях – как политзаключенная. Оба работали редакторами в «Правде» и попали в ГУЛАГ по той самой «террористической» статье.
Тем не менее папе Елены удалось стать знаменитым режиссером. Он снял несколько киношедевров: «Вас вызывает Таймыр» (где, кстати, впервые попробовала свои силы Елена), «Большая перемена», «По семейным обстоятельствам» и многие другие. Мама девочки была ассистентом режиссера по актерам на «Мосфильме».
Ребенком Лена мечтала стать балериной, но для поступления в балетную школу у нее не хватало данных. А вот актрисой быть не хотела даже после того, как папины друзья уговорили его попробовать дочь в «Вас вызывает Таймыр». Атмосфера съемок и сам процесс ей нравился, но вот связывать с этим свою жизнь…
Актриса
Елена училась в школе с углубленным изучением английского языка. Ей нравились гуманитарные дисциплины, и к выпускному она всерьез подумывала стать филологом. Но случилось иначе: поступать она пошла в театральное училище, которое с блеском окончила.
Вечно сомневающаяся девушка была не уверена в себе, даже когда получила главную роль в дипломном спектакле. Потом она признавалась: «Если бы мне не дали роль Джульетты, то не знаю, что вообще было бы». Елена долго считала: именно это исполнение привело к тому, что актрису пригласили в труппу «Современника».
Но она лукавит. Еще на втором курсе талантливую актрису с небанальной внешностью заметил Андрей Кончаловский. Она снялась в его «Романсе о влюбленных», ставшем настоящим хитом. То есть популярность к молодой актрисе пришла уже в студенчестве.
К началу 80-х в творческой жизни Кореневой наступило странное время: чувствовалось какое-то разочарование — то ли в театре, то ли в собственном таланте театральной актрисы. Вдобавок Елена ощутила на себе давление КГБ. Спецслужбы понимали, что прекрасно знающая английский девушка из богемной среды часто общается с иностранцами, и не раз пытались завербовать Кореневу.
В 1982 году она приняла решение уехать из СССР. Непокорной красавице тут же запретили въезд на родину. Она потом расскажет: «Лет в 27 у меня было предчувствие беды», но свяжет это не с эмиграцией, которая далась так тяжело, а с замужеством. Правда к первой любви та история отношения не имела…
Первая любовь
«Я начала писать стихи и страдать, как положено», — расскажет Елена в интервью, имея в виду самое первое чувство. Мальчишка перевелся в их школу в пятом классе. Они оба отметили друг друга и сначала подружились, а потом, взрослея, стали настоящей влюбленной парой.
Будущая актриса, повторяя судьбу своих родителей, в старших классах уже даже переехала к любимому. Дело шло к свадьбе, никто не сомневался, что одноклассник станет мужем Елены. Но вдруг все как-то само собой поменялось. Она и вспомнить не может — почему, но первый яркий роман вдруг стал сходить на нет.
Удивительно, но с тем мальчиком из школы, который однажды написал на ее пионерском галстуке о своей любви до гроба, они дружат до сих пор. Елена была знакома со всеми его женами. Она и теперь с удовольствием ездит к нему в гости на дачу.
Чувство брака
Роман, о котором она отказывается рассказывать, случился на съемках «Романса о влюбленных». В юную, уверенную в себе барышню страстно влюбился сам Кончаловский. «Об Андрее Сергеевиче я ничего не скажу!», — настаивает актриса в своих интервью. Что ж, хранить молчание – ее право.
А замуж она выходила уже ближе к тридцати. Актриса рассказывает об особом чувстве брака: «Хочется стабильности и того самого плеча». И у нее появился «тот самый» — интереснейший американский славист, преданный мужчина, удивительная история.
Они познакомились в общей компании в Москве. Елена пообещала достать билеты на редкую постановку, а Кевин Мосс благодарил ее на блестящем русском языке. Завязались отношения. Коренева вспоминает, что друг к другу они подступались синхронно и стремительно. Уже через полгода он сделал предложение, а она не стала отказываться.
Это не был брак ради переезда – как многие настоящие таланты, чувствительная Елена не смогла бы вести двойную игру.
Переехав в США, актриса много училась. Дело в том, что супруг был профессором одного из университетов, который давал серьезную скидку на обучение членам семьи сотрудников. Она освоила французский, получила диплом режиссера и сценариста… Но спустя несколько лет мужа пригласили в преподавать в Москву — на целый год, а Лене в очередной раз не дали визу.
Длительное время в разлуке охладило их отношения. Актриса рассказывает, что именно тогда у нее появился новый мужчина, а Кевин в своем интервью не скрывает, что и он, оставаясь верным духовно, имел отношения на стороне.
Развод
В СССР ее стали пускать только через пять лет после эмиграции. Актриса признается, что не все родственники поддержали ее в стремлении уехать. Папа, например, очень обижался. Но новая жизнь поглотила Кореневу.
Поначалу в США ей было нелегко, пришлось подрабатывать официанткой в детском кафе и в ресторане «Самовар», которым владели Иосиф Бродский, Михаил Барышников и Роман Каплан. Этот опыт актриса считает бесценным уже потому, что именно он позволил ей забыть о гордыне и тщеславии и познакомил ее с понятием смирения.
Но все постепенно налаживалось. За время жизни в Америке она успела сняться в нескольких кинофильмах, поработала арт-директором галереи… Параллельно с профессиональными победами шли личные передряги. Потом она признается, что с первым супругом, к которому до сих пор относится с теплотой и большим уважением, успела испытать истинные страсти и настоящие драмы.
Сейчас она называет роман с Кевином одним из самых ярких переживаний в жизни и старается поддерживать близкие отношения с этим талантливым и глубоко порядочным, по мнению Елены, мужчиной.
Сейчас
Окончательно Коренева вернулась в Россию в 1993 году, когда у нее снова появилась работа – и в театре, и в кино. По словам актрисы, она слегка мандражировала, возвращаясь на подмостки. Уезжала с полным отторжением к этому роду деятельности, чувствовала себя марионеткой, объектом для гримера, костюмера, режиссера…
Но аншлаги на антрепризных постановках, все более частые выходы на сцену, приглашения в кино быстро вернули актрисе былую уверенность.
А вот личная жизнь долго не складывалась. После тактичных иностранцев русские мужчины, которые могут без обиняков высказать даме, что она «так-то уже в возрасте», приводили актрису в ужас. Но на одной вечеринке она встретила своего давнего знакомого – актера Андрея Ташкова.
Их брак не был оформлен официально, да и разве это важно? Пара однажды сошлась, а потом, чтобы ни случалось, так и не смогла расстаться. Однажды они даже приняли решение пожить раздельной жизнью и завести по роману на стороне… Но из этого ничего не вышло – через время влюбленные снова стали семьей.
О своей личной жизни сегодня, Коренева старается не распространятся. А вот о профессиональной известно чуть больше: в последние годы она все чаще стала сниматься. Последняя ее работа – в сериале «Филфак».
-
1/7
Идеальный муж (1980)
-
2/7
Вечно живые (1976)
-
3/7
Глубокие родственники (1980)
-
4/7
Ленинград 46 (2014-2015)
-
5/7
Между небом и землёй (1977)
-
6/7
Покровские ворота (1982)
-
7/7
Сватовство гусара (1979)
Александра Петрухина