Чем плохи методики раннего развития

Можно понять желание родителей вырастить гениального ребенка, но увлечение ранним развитием и стремление запихать в чадо побольше знаний далеко не всегда идет ему на пользу. Что надо знать о современных развивающих методиках, чтобы не переусердствовать?

Система Монтессори

Основные принципы

Главная задача методики — создать благоприятные условия для саморазвития ребенка, девиз — «Помоги мне сделать это самому!». Педагог тут не учит, а только немного руководит самостоятельной деятельностью ученика. Особое внимание уделяется организации развивающей среды с помощью «Монтессори-материалов», которые находятся в разных «специальных зонах» помещения. Так, в «зоне реальной жизни» ребенок учится вырезать и раскрашивать, а в «зоне сенсорного развития» изучает форму и цвет предметов. При этом ребенок сам выбирает, чем ему заняться.

Побочные эффекты

Самый спорный тезис методики Монтессори — утверждение, что только сам ребенок точно знает, что ему нужно развивать именно сейчас. Предоставьте наследника самому себе — и вы увидите, как он начнет совершенствовать вкусовое восприятие, поедая конфеты, и оттачивать зрение и слух с помощью телевизора. Другой тезис гласит: «До 6 лет ребенок строит свой разум, а после 6 активно осваивает культуру». Это утверждение противоречит современным данным о развитии детей: формирование интеллекта и впитывание культурных норм идут параллельно, а «строить свой разум» дети продолжают до 9-12 лет — возраста, когда завершается формирование представлений о пространстве. К тому же Монтессори указывает слишком позднюю возрастную границу для завершения сенсорного развития детей — 5,5 лет. На самом деле способность ребенка различать палитру зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых и обонятельных ощущений заканчивает свое формирование к 3 годам. Благодаря Монтессори в народ ушла идея о том, что совершенствование мелкой моторики способствует развитию речи. Однако игры на развитие мелкой моторики стимулируют лишь артикуляцию, но никак не влияют на формирование других компонентов речи: звукового анализа, грамматического оформления и смыслового наполнения. Метод не подойдет и гиперактивным малышам, которым сложно концентрировать внимание на одном занятии. А еще в системе Монтессори уделяется мало внимания творчеству, ролевым и спонтанным играм — то есть тому, на что имеет полное право каждый нормальный дошкольник.

Показания к применению

Самое ценное в системе Монтессори — это собственно Монтессори-материалы — отличные игрушки и пособия, закладывающие представления о форме, цвете, количестве и т.д. Непоседливым и тем более гиперактивным детям полезнее заниматься вместе с мамой или индивидуально с педагогом. А вот если ребенок ходит в сад, работающий по системе Монтессори, то в свободное время имеет смысл уделять больше времени ролевым играм и чтению сказок.

Кубики Зайцева

igrushkinadom.com

Основные принципы

Методика предназначена для обучения чтению с 2 лет. Материалами служат таблицы, разные виды кубиков и музыкальные записи, под которые ребенок пропевает «склады». «Склады», в отличие от слогов, — это части слов, наиболее приближенные к живой артикуляции; «ба-бу-ш-ка» вместо «ба-буш-ка». Таблица с написанными складами вешается на стену, а под ней располагается полка, на которой составляют слова из кубиков. Кубики различаются по цвету («золотые», «железные», «деревянные», «белые с зелеными знаками препинания»), объему (большие, маленькие, двойные), весу (заполняются железками и деревяшками) и звучанию наполнителя, раздающемуся при их встряхивании. Все эти особенности обеспечивают запоминание складов.

Побочные эффекты

По правилам, нижний край «зайцевской» таблицы должен располагаться на высоте 165-170 см от пола. Предполагается, что таким образом ребенок избежит нарушений осанки, если будет работать стоя, с поднятой головой — но для малыша это просто неудобно. Но самый важный вопрос — зачем учить читать так рано? То, что такой кроха освоит за год, пятилетний ребенок сможет выучить за месяц. В 2-3 года у ребенка особенно интенсивно развиваются височные отделы левого полушария головного мозга, «ответственные» за звуковой анализ речи. В таком возрасте приучать наследника ориентироваться на зрительную информацию при восприятии слов — значит нарушать естественный ход его развития. 

Показания к применению

Кубики Зайцева дают возможность освоить чтение детям с задержкой психического развития (ЗПР), общим недоразвитием речи (ОНР), алалией, аутизмом и другими психо-неврологическим проблемами. Что же касается их здоровых сверстников, то им лучше использовать кубики Зайцева не для обучения чтению, а в качестве дополнительной развивающей игры. Частое пропевание «складов» сделает речь чище и отчетливее, а работа с кубиками расширит словарный запас, подстегнет поисковую активность и улучшит избирательность зрительного восприятия.

Вальдорфская педагогика

Основные принципы

В отличие от предыдущих методик, вальдорфская педагогика выступает против ранней интеллектуализации детей и ориентируется на воспитание воли и чувств малыша — так что от телевизора и компьютера придется отказаться, а играть очень простыми рукотворными игрушками — например, безглазыми лошадками, чтобы активнее задействовать фантазию. День воспитанника вальдорфской системы разделен на три части: духовную (свободная игра), душевную (музыка и «эвритмический» танец, где каждый жест соответствует звуку речи) и креативно-практическую (лепка, рисование, шитье и т.д.). При этом ребенка не обучают — он познает мир опытным путем, подражая окружающим взрослым и детям, а «настоящая» учеба начнется после 12 лет.  

Побочные эффекты

Пребывая в обществе деревянных чурбачков и глиняных плошек, малыш лишается целого пласта современной детской культуры, в которой, наряду с минусами, есть много-много плюсов. За «эвритмические» танцы и стремление ритуализировать все сферы жизни ребенка противники вальдорофских садов и школ называют их сектами. Следование идеям вальдорфской педагогики накладывает определенный отпечаток на жизнь всей семьи. Это касается проведения досуга, питания, выбора круга общения. Хотя официально школы не требуют от первоклассников умения читать, считать и писать печатными буквами, на собеседовании больше всего внимания уделяется именно этим навыкам. Если ваш малыш виртуозно вырежет свистульку из деревянной палки, но при этом не сможет сложить буквы в слово, он вряд ли произведет нужное впечатление на учительницу.

Показания к применению

Приверженцы вальдорфской педагогики безусловно правы в том, что быт, окружающий современного ребенка, слишком автоматизирован и далек от природы. Погруженность в народное творчество действительно помогает детям научиться соотносить научные знания с практическим опытом. Также вальдорфская система позволяет развить музыкальные способности даже у тех детишек, на чьих ушах потопталось целое семейство медведей.

Метод Глена Домана

Основные принципы

Врач-нейрохирург Доман разрабатывал свою систему для развития и реабилитации детей с тяжелыми поражениями центральной нервной системы. С помощью внешних раздражителей он пытался стимулировать «резервные» клетки головного мозга, чтобы они взяли на себя функции поврежденных. В результате Доман сформулировал свой главный тезис: мозг растет и развивается лишь в том случае, если он работает, так что ребенку нужно по определенной схеме показывать карточки-«биты информации» — с буквами, словами, изображениями предметов и историческими датами.

Побочные эффекты

Глен Доман сделал неверный вывод из своего главного закона. По его мнению, чем интенсивнее будет нагрузка на мозг малыша в первые годы жизни, тем лучше разовьется его интеллект. Случаи нервного перенапряжения из-за избытка информации опровергают это утверждение. Занятия по Доману требуют от родителей полной отдачи, на уровне «уволиться с работы, нанять помощницу по хозяйству и полностью посвятить себя изготовлению карточек». Предполагается, что ребенок спокойно сидит на месте и послушно внимает новым знаниям. Каждая карточка предъявляется на 1-2 секунды, Давать их карапузу в руки и отвечать на его вопросы нельзя. Малыш должен как бы «фотографирофировать» взглядом карточку, а потом — в состоянии покоя — переваривать полученную информацию. Такая теория противоречит всем современным представлениям о зрительном восприятии как об активном и длительном процессе: ребенок должен успеть сопоставить изображения между собой, определить, знает ли он вообще, что на них нарисовано, да еще и соотнести их со сферой своих интересов. 

Показания к применению

Метод Домана лучше всего подходит для той цели, ради которой он, собственно, и был создан, — реабилитации малышей с тяжелыми поражениями ЦНС. Здоровым детям карточная система может пригодиться лишь в школе или в тех случаях, когда необходимо механически заучить большой объем информации: например, иностранные слова с переводом, даты исторических сражений и т.д.

Система Никитиных

Основные принципы

Пробежаться босиком по хрустящему утреннему снегу, сделать «подъем переворотом» на турнике домашнего спорткомплекса и, немного перекусив, приняться за решение головоломки. Активно применяются игры Никитиных — наборы задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов и деталей конструктора. Задания расположены в порядке возрастания сложности, при этом наследнику нельзя объяснять ни способ, ни порядок их решения. Если ученик не может справиться с головоломкой, нужно вернуться к более легким заданиям или временно отложить игру.

Побочные эффекты

Система Никитиных ориентирована, прежде всего, на семейное воспитание, отсюда и ее структура — чтобы рационально организовать время, лучше занять всех детей головоломками, чем работать с каждым индивидуально. Если ребенок не может выполнить задание, предполагается, что оно характеризует «потолок» его развития на сегодняшний день, и нужно просто подождать, когда этот самый «потолок» немного поднимется. Получается, что, если первоклассник вдруг не сможет написать правильную закорючку, это дело лучше отложить до второго класса — идея, может быть, и хорошая, но в условиях нашей школы, увы, совершенно невыполнимая.
Как и во многих других системах раннего развития, рисованию, лепке, ролевым играм и чтению в методике Никитиных внимания практически не уделяется. А ведь именно эти занятия напрямую отвечают за развитие творческого мышления: они стимулируют работу правого полушария головного мозга, «ответственного» за принятие нестандартных решений, в то время как головоломки знакомят ребенка с различными типами алгоритмов.

Показания к применению

Из системы Никитиных полезно перенять их подход к спорту и закаливанию детей, опустив некоторые радикальные приемы вроде ходьбы по снегу или подниманию тяжестей. Что касается развивающих игр, то при их использовании лучше нарушать правила, установленные авторами, и все-таки помогать ребенку: вместе складывать узоры, показать, как конструкция из кубиков соотносится с чертежом. Поскольку большая часть «никитинских» игр направлена на развитие пространственного мышления, их необходимо дополнить заданиями на развитие речи.

Автор Мария Баулина, психолог

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector