Как нас угораздило «бросить школу» и чем это обернулось

Главный редактор журнала "Домашний Очаг" Наталья Родикова год назад забрала младших детей из школы и рассказала на своей странице в Facebook об опыте заочного обучения.

iStock/michaeljung

Вот и закончился наш экспериментальный год на заочном обучении. Я обещала подробно рассказать. Старалась кратко, получилось ужасно длинно, и все равно, кажется, еще есть чего добавить. Итак.

1. Почему мы перешли на заочное

Во-первых, дети (11 и 12 лет, мальчики) занимаются спортом, у них ежедневные тренировки, у них игры, у них много сил, времени и энтузиазма на это уходит, и последний школьный год был очень мучительным в плане совмещения. Необходимость все время как-то разруливать проблемы с седьмыми уроками, с классными часами, дежурствами, репетициями (для участия в обязательном межшкольном конкурсе космических проектов), с домашними заданиями и так далее, утомляла до глубины души.

Плюс к этому отношение к спорту (и вообще внешкольным занятиям) у наших педагогов отчетливо недружелюбное, все отпускания с уроков сопровождались напоминаниями про то, что школа важнее, что «без футбола обойдетесь, а без уроков – нет».

Бывало и вовсе, что мы договорились с учителем, что ребенка не будут задерживать, а его задерживают и еще и позвонить не дают. В общем, скрип и скрежет почти каждый день. Во-вторых, у нас явно сложились индивидуальные учебные потребности. Одному ребенку в школе было слишком легко, и он там скучал и деградировал, имитируя учебу. Другому – тяжело, и постепенно проблем накопилось очень много. В том числе развившаяся у меня идиосинкразия на вот это все: «Не сделал домашнее задание!» (на самом деле сделал, но неидеально), «Не выучил стих!» (учил и старался, но рассказывает плохо, от волнения впадает в ступор), «Не принес тетрадь!» (принес, но не нашел в рюкзаке, или не принес – но за что, блин, двойка?).

У старшего весь дневник и все тетради исчирканы красной пастой, двойками в полстраницы, истерическими комментариями, угрожающими восклицательными знаками (я кое-что сохраню из тетрадей – на память о его мужестве, честное слово. Чтобы он понимал, что не он был в этом виноват, что люди, работающие в школе, далеко не всегда адекватны, что он молодец, что сохранял оптимизм даже рядом с их истериками).

Короче говоря, когда возникла внешняя необходимость (несовпадение по тренировкам), внутренняя тоже оказалась готова.

Прошлым летом, когда что-то нужно было решать, моя подруга Дина Голощапова в десятый раз рассказала о том, как они с детьми перешли на обучение «через Битнера». Алексей Битнер – новосибирский предприниматель от образования, который разработал посредническую схему между родителем, учеником и школой и «сайт-тренажер» https://extern-office.net/, который позволяет поддерживать заочное обучение.

2. Как устроено наше обучение

С помощью Алексея Битнера мы прикрепились к одной из его школ-партнеров, в которых учителя принимают у детей экзамены дистанционно, письменно (под камеру), раз в год по одному предмету, по строго очерченному кругу вопросов. «Тренировать» ответы на вопросы как раз можно на сайте-тренажере. Все обучение – на родителях и самом ученике. Можно нанять репетиторов по отдельным предметам.

3. Как устроен учебный день

По-разному, в зависимости от предмета. Например, географию, историю, биологию осваивали так: смотрели вечерами интересные документальные фильмы (в основном BBC, но внезапно в ход пошел и Arzamas), читали книги, рисовали схемы. А на день было задание – пройтись по соответствующим главам в учебнике и ответить на вопросы на тренажере. Русский и математику я объясняла на примерах утром до работы или вечером, а днем дети делали задания на сайте или в тетради. Для английского мы подружились с замечательным человеком (рекомендую от души) Natalia Rumiantzeva, и она два раза в неделю (чаще по скайпу, но иногда и лично) занималась с мальчиками несколько месяцев – исключительно результативно!

4. Было ли страшно?

О да)) Страшно было до начала, как оно все пойдет, и страшно было первый месяц, когда я видела, что мы не умеем учить, дети не умеют учиться, у нас ничего не получится и на кой черт нам сдались эти галеры. Потом страх ушел, наступили будни.

5. Было ли тяжело?

Очень. Мы не успевали объяснять, не успевали выстраивать учебный день, дети врали, что занимались, а на самом деле нет, приходилось контролировать больше, чем я рассчитывала, приходилось погружаться в каждую учебную тему с головой.

Но к середине года стало понятно, что мы освоились, что контроля нужно все меньше, что дети научились и сами немного выстраивать свой день, почувствовали ответственность, ориентируются в учебном плане, понимают, что для них значит тот или иной объем темы, стали выдвигать свое видение графика экзаменов – к этому я уже готов, а на этот мне нужно еще две недели.

Это конечно поразительно, что школа, при том что учиться в ней труднее, дает гораздо меньше в смысле вот этих личностных качеств.

6. Преимущества

Их много.

  • Начну с самого простого и приятного: детям не надо было вставать в 7 утра и сидеть в школе полдня. Спать можно было до 10 часов (и средний сын, например, наконец-то стал похож на человека по утрам, и эффективность его очень возросла), а заниматься – сидя, лежа, с котом под мышкой и яблоком во рту. Более того, заниматься можно не только дома, но и в гостях, и в машине, и если вам вдруг внезапно приспичило уехать посреди учебного года в гости к дедушке и бабушке – там тоже можно.

  • Индивидуальный план и темп для каждого. Тему осваивали столько, сколько нужно. Учились не по всем предметам сразу, а несколько недель сосредоточивались на одном-двух. Затем сдавали экзамен – и переключались на следующий. Можно идти и параллельно, занимаясь, как в школе, всеми предметами сразу. Можно сдать все экзамены за полгода и отдыхать, а можно вообще за год пройти два класса.

  • Глубина знаний. Это конечно, очень субъективно, но мне кажется, дети за год усвоили больше, чем это получилось бы в школе. И потому что было время на более панорамное знакомство с темой. И потому что мы с мужем (сам себя не похвалишь…) очень старались, выстраивая логические цепочки внутри материала, дополняя какой-то неучтенный планом контекст. Потому что время от времени (не буду врать, что всегда) их захватывало и хотелось узнать и спросить больше. Но даже если это не так (с глубиной), я все равно не разочарована.

  • Любой экзамен можно было не отправлять, если во время сдачи ты видел, что ученик твой пока не готов, сделал больше ошибок, чем нужно, или вообще забыл какую-то тему. В этот момент можно было нажать кнопку «отменить экзамен» — и дать ему еще пару-другую дней или даже недель.

  • Отсутствие ежедневных оценок. Мы могли ругаться из-за того, что не сделан какой-то объем заданий, то есть за имитацию учебы или за откровенную халтуру, но не оценивали критически усвоение материала. Просто фиксировали время от времени: вот сейчас ты здесь, вот это ты уже знаешь-понимаешь. Вот это – пока нет. Исчезла эта ежедневная пытка замечаниями и двойками, от которых я не знала, как избавиться.

  • Отсутствие ежедневной домашней работы, которую нужно сделать вот в таком объеме, непременно сегодня вечером (после школы и тренировки на улице у детей и после нашей работы) и непременно правильно.

  • Я не была в родительском ватсапе круглосуточно по самым идиотским вопросам (думаю, подробнее объяснять не нужно). Я не ходила на бессмысленные родительские собрания. Не стирала (ну это машинка, хорошо) и не гладила 10 рубашек и две пары брюк в неделю. Не покупала халат для трудов, который не используется. Сменку, которая теряется. Туалет этот чертов без дверей (дети не ходили в него, а деньги на бумагу мы сдавали). Не думала о запрете бегать на переменах и разрешении сидеть на переменах в планшетах и так далее. Короче, когда я ехала домой после работы и слышала рядом телефонный разговор какой-нибудь замотанной мамы, которая жаловалась, что ей сейчас делать с ребенком домашку до двенадцати и лепить поделку, и какие все сволочи и гады, я чувствовала себя бесконечно счастливой.

7. Главное приобретение – отношения с детьми

Они стали качественно другими. У нас появились вечера и утра не для школы, а для себя, для нашей семьи. Мы встречались по вечерам с удовольствием, с предвкушением чего-то интересного, даже если это было что-то, связанное с учебой, мы выстраивали это так, чтобы вечер все равно получился хорошим. Часто мы вообще не вспоминали по вечерам про учебу, а просто жили. Именно здесь хотелось бы написать больше всего, но как-то все выходит таким личным…

Но, пожалуйста, поверьте: в некоторых ситуациях, когда нет под рукой той самой «хорошей» школы, которую всем положено искать, а есть школа самая обычная и при этом у ребенка сложности с обучением и это как-то влияет на ваши отношения – наверное, стоит попробовать какую-то другую форму.

Мы с мужем столько раз сказали за этот год спасибо сами себе и нашей подруге, которая нас «насмелила»! У нас не было идеальной учебы, но главным оказалось ну вот совсем не это.

8. Кому это подходит

Наверняка не всем. Например, я не знаю, рискнула бы я перейти на такую форму, если бы дети были младше – не могли оставаться дома одни, не умели организовать себя на учебу. Вопрос с социализацией тоже не праздный: нам повезло, дети в спорте, у них каждый день полтора часа общения с командой, плюс в нашем городе дети их возраста гуляют одни во дворе и ходят на стадион, плюс их вообще у нас двое (старшую не считаем), плюс по выходным мы возили их на занятия в Университет детей (чрезвычайно рекомендую, лекции и занятия от интересных ученых на разные темы). Если это один ребенок в семье, без какой-либо секции, без возможности гулять во дворе — наверное нет, не подойдет.

Скорее всего, не подойдет это родителям, у которых нет возможности задержаться на час утром, если нужно написать тест, или взять день в счет отпуска, чтобы вдумчиво разобрать сложную тему.

Еще важный момент: муж часто работает дома, и в течение дня мог ответить детям на вопросы, помочь решить задачу, отобрать телефон, если кто-то заигрался, и так далее. Не знаю, насколько успешным было бы обучение, если бы они были дома одни)) Ну и без школы высвобождается какое-то количество времени, которое тоже нужно организовывать – какие-то кружки? новые увлечения? В общем, есть над чем подумать. А! Чуть не забыла наше педагогическое образование (у обоих). Наверное, это преимущество, хотя, конечно, гораздо важнее умение объяснять, вот его мы тренировали весь год (спойлер: я была о себе лучшего мнения).

9. не хочу рекламировать именно заочное обучение и «систему битнера»

Просто нам она подошла и показалась очень организующей: есть конкретная программа, в рамках которой тебя будут аттестовать, есть задания на сайте, есть график экзаменов (ты можешь его двигать, но все равно должен сдать все экзамены в разумных пределах). Плюс абсолютно все общение со школой берет на себя Алексей Битнер, мы просто сдаем экзамены и получаем оценки. А можно рискнуть и вообще перейти на семейное обучение и быть еще более свободным – в программе, во времени, в способах обучения. Проходить аттестацию раз в год или какое-то время не проходить ее вовсе (вот здесь, например, https://www.facebook.com/groups/familyeducat/?fref=ts можно подписаться на группу и задать все вопросы и получить массу вдохновения и советов. Никакого сектантства, поверьте. Там очень адекватные родители, у каждого из которых свой опыт и свои причины забрать ребенка из общеобразовательной школы).

10. Что будет дальше

На следующий год останемся на заочном, но не уверена, что просидим на нем до 11 класса. Возможно, в какой-то момент детям захочется (пока нет, но вдруг) вернуться в школу, и возможно, это будет интересный опыт – взглянуть на школьную учебу свежим взглядом, использовать приобретенные навыки самообразования. В чем я уверена — в том, что очень полезно уйти из школы хотя бы на год. Этот шаг очень прочищает мозги: ты понимаешь, что вполне можешь обходиться без нее — без школы как здания с партами и учителями, без дневников и тетрадей, без домашних заданий (абсолютно точно). Обучение может быть разным в разный момент времени, подстраиваясь под твои потребности. И обучение может не зависеть ни от кого, кроме тебя… Как-то путано, да? Но я старалась :-) И задавайте вопросы, попробую распутать.

Оригинал публикации здесь.

Мария Васильева

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector