Война и страх съемок: судьба Анатолия Папанова

Гениальный комик из обоймы любимых до сих пор вызывает улыбку у всех поколений киноманов, а к его героям, даже самым отрицательным, неизменно пропитываешься симпатией. А вот в жизнь характер артиста был непростым – как и его заковыристая судьба.

Родился Анатолий Дмитриевич в 1922 году, в семье со старинной имперской закалкой. Папа – кадровый офицер, мама – модистка, богобоязненные христиане, поддерживающие царский режим, были недовольны произошедшими в стране переменами. Однако поженились и завели детей – мальчика и девочку.

Отец служил в Вязьме, где прошло детство будущего артиста. При гарнизоне была развита самодеятельность, в которую входил Папанов-старший. Как артиста его часто отмечали, но профессиональных шагов на встречу драматическому искусству Дмитрий Папанов не делал.

Когда в самодеятельном спектакле были нужны дети, военные вспоминали про артистичных ребят Папановых, так что Анатолий Дмитриевич и его сестренка часто выходили на сцену еще маленькими детьми.

В 30-х Папановых перевели в столицу, где Толик пошел в школу. Сидеть за партой привыкший к свободе и самовыражению мальчишка не любил, школьные предметы не жаловал. К выпускному едва выправил двойки на тройки, чтобы получить аттестат. О поступлении в вуз он и не мечтал – пошел работать литейщиком на завод, но все это время помнил о своем актерском детстве и лелеял мечту когда-нибудь стать актером.

Война

Приходите завтра (1962)

Молодым пареньком, в качестве увлечения, рабочий Папанов отправился в Театр рабочей молодежи и приглянулся там педагогам. Они взялись за обучение простоватого, но искреннего и веселого юноши.

В конце 30-х актеру даже довелось сыграть эпизодическую роль в кинофильме «Ленин в Октябре» и поверить в то, что он станет настоящим артистом. Но планам мечтательного паренька помешала война.

В числе первых он призвался на фронт. Сначала изучал премудрости зенитно-ракетных войск, потом был брошен на первую линию. Позже в своих интервью актер вспоминал через какие кошмары ему пришлось пройти.

Однажды весь его отряд погиб под безжалостным фашистским огнем. Папанов остался жив каким-то чудом, но в военных действиях потерял несколько пальцев на ноге. Раненого солдата доставили в госпиталь, откуда комиссовали. Но уезжать с фронта он не собирался. Собрал творческий коллектив и ездил с ним по госпиталям – поднимать боевой дух раненых.

Реакция его новых зрителей показала, что лицедейство ему удается. Теперь он ждал окончания войны и твердо решил посвятить себя драматическому искусству.

Москва

Стёжки-дорожки (1963)

В ГИТИС он пришел, когда экзамены уже закончились. Жуткий недобор студентов дал шанс начинающему артисту попробовать сдать экзамены «прямо сейчас». Тот прочел стихи, сыграл что-то из репертуара своего самодеятельного коллектива, созданного на войне, и поразил директора вуза профессионализмом. Тот выслушал историю о фронтовых перипетиях Папанова и, подумав, зачислил его сразу на второй курс.

В театральном институте Анатолий Дмитриевич не только выделялся своими особенными талантами, но и скоро и навсегда влюбился. Верный и честный однолюб выбрал свою избранницу еще в студенчестве и остался со своей любовью до конца дней.

Надежда Каратаева понравилась актеру своей искренностью. Как и Папанов, она прошла войну – служила медсестрой несколько военных лет, повидала ужасы, работала в госпиталях.

Анатолий Дмитриевич довольно скоро сделал любимой предложение. Они поженились, а в середине пятидесятых на свет появилась их единственная дочь Елена, тоже ставшая актрисой.

Актер

12 стульев (1976)

Еще студентом Папанова заметили ярчайшие театральные режиссеры. Талантливого ученика после обучения ждали в МХАТе и Малом театре. Получал он и другие предложения. Однако сразу после дипломного спектакля вместе с супругой махнул в Литву, правда прожил там совсем не долго.

Из другой союзной республики уже в самом конце сороковых актера буквально вырвал режиссер Театра Сатиры Андрей Гончаров, предложив и ему, и его супруге места в труппе театра. И Папановы согласились.

Тем не менее для Папанова, за которым охотились многие режиссеры, не оказалось главных ролей в театре. Первую значительную он сыграл по чистой случайности – когда центральный актер внезапно ушел на больничный. Зато после этого его, наконец, рассмотрели. Еще через три года театральная столица стала ходить не просто в театр Сатиры, а непременно – «на Папанова».

Кино

Одиннадцать надежд (1975)

Ясно, что самобытного мэтра часто звали и в кино. В результате на его счету около сотни кинофильмов, но почему мы видим его только в ролях второго плана? Дело в том, что Папанов… боялся камеры!

Режиссеры вспоминают, что талантливый артист, так щедро дарящий свое мастерство на подмостках, просто впадал в оцепенение на съемочной площадке. Его жесты становились скованными, куда-то девалась привычная для зрителя фирменная папановская пластика, мимика оставалась неподвижна…

У него было, пожалуй только две роли, которые запомнились зрителю и в полной мере раскрыли его талант. Одна из них – незабываемый Лелик из «Бриллиантовой руки». Над смешным и неуклюжим злодеем хохотал весь СССР, а фразочки Папанова разобрали на цитаты.

Второй фильм показал знаменитого комика с другой стороны – в «Холодном лете 53-го» Анатолий Дмитриевич выступил как глубокий драматический артист, но аплодисментов в свой адрес и теплых слов критиков и зрителей услышать так и не успел…

Август в 1987 году выдался на удивление жарким. Уставший артист, измотанный солнцепеком, пришел домой и встал под холодный душ. Случайный спазм вполне здорового сердца остановил жизнь знаменитого артиста.

Потом его вдова расскажет, что Папанова можно было спасти – если бы кто-то был дома и вовремя вызвал «скорую», сердце, вероятнее всего, удалось бы завести. Но по роковой случайности он оказался дома один.

  • 1/8

    Ход конём (1962)

  • 2/8

    По семейным обстоятельствам (1977)

  • 3/8

    Бриллиантовая рука (1968)

  • 4/8

    В тринадцатом часу ночи (1968)

  • 5/8

    Дети Дон-Кихота (1965)

  • 6/8

    Джентльмены удачи (1971)

  • 7/8

    Мать и мачеха (1964)

  • 8/8

    Совершенно серьёзно (киноальманах) (1961)

Александра Петрухина

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector