Любовь и предательства в судьбе Михаила Кононова

Знаменитый актер, влюбивший в своего Нестора Петровича всю страну, прожил непростую и насыщенную жизнь. Кто привел его к театру, как он стал мэтром, какая женщина была рядом и почему говорят, что Кононова убила любовь?

Большая перемена (1972-1973)

Он родился в столице, в бедной семье, где его мать занималась в основном домом, а отец зарабатывал копейки в качестве швейцара в гостинице. Мальчик, невзирая на простецкий быт, царящий дома, рано начал тянуться к высокому искусству.

Талант в нем рассмотрела учительница литературы, которая была убеждена: Мише надо пробоваться в Малый театр, где играют классику. Такой уж у него типаж. Мальчишка верил и в свое предназначение, и в то, что его место именно в этом театре. Хорошо учился, играл в школьной самодеятельности и грезил оказаться в театральном.

После школы он без труда поступил в «Щепку». Впервые сыграл в кино, замеченный самим Пырьевым. В его киноленте «Наш общий друг» Кононов предстал в образе Виктора Карягина. Уже тогда Михаил Ивановича назвали неординарным.

Успехи актер делает и в том самом Малом театре, о котором мечтал вместе с любимой учительницей. Заметного Кононова быстро признают и критики, и театралы. Последние все чаще приходят именно на молодого актера.

Кино

Наш общий друг (1961)

Но всесоюзное признание ему принес не театр, а комедийная лента Виталия Мельникова «Начальник Чукотки», в которой Кононов сыграл главную роль. По словам его коллег, до конца жизни он хотел оставаться добрым и справедливым Алешей из этой комедии, способным вникнуть в любое дело и перевернуть все с ног на голову ради мечты.

Однако в сердцах зрителей он остался, как неуклюжий и чудаковатый Нестор Петрович из многосерийного кинофильма «Большая перемена». Михаил Иванович не раз признавался, что персонажа недолюбливал, оттого еще сильнее злился, когда на улице узнавали в актере именно учителя.

Но прежде чем сыграть главную, но такую нелюбимую роль, он успел многое пережить, со многими переработать. Например, на заре карьеры Кононов был любимчиком у многих режиссеров, в том числе культовых вроде Андрея Тарковского и Глеба Панфилова.

Мама

Начальник Чукотки (1966)

Ему не было и тридцати, когда он впервые серьезно влюбился. Красивую блондинку, модель, спортсменку-лыжницу, сотрудницу радиостанции Михаил Иванович встретил на какой-то случайной вечеринке.

Некоторое время они встречались, а потом Кононов понял, что влюблен и сделал девушке предложение. Привел знакомиться с родителями, а мама тут же дала понять, что выбор сына ей категорически не нравится.

Проигнорировав запрет, он все равно гнул свою линию. Молодая семья жила то с родителями Наташи, то у Кононовых. Три года мама «терпела» не понравившуюся невестку, а в день тридцатилетия Михаила не вышла из комнаты.

Сын положил угощение на поднос и пошел мириться. Перед его взором предстала трагическая картина: мама лежала на полу в обнимку с банкой, в которой была отрава для насекомых. Приехавшей на вызов «скорой» оставалось только констатировать смерть. Говорят, Михаил Иванович так и не простил маме самоубийство, сочтя его предательством.

Характер

Здравствуй и прощай (1972)

Несмотря на то, что «Нестора Петровича» любили за искренность и открытость, Кононов простым человеком не был. Он рано почувствовал свой талант и власть, которой обладало безграничное обаяние этого актера – «уникального актера небесного свойства», как говорили о нем почитатели.

Такой талант боялся забвения. Настолько сильно, что даже не рискнул заводить детей. В одном из своих интервью его супруга Наталья Павловна упоминала, что Михаил отказывался от потомства потому, что понимал: при появлении ребенка он сразу отойдет на второй план. По крайней мере на некоторое время, пока малыш будет требовать предельного и постоянного внимания.

Так и дожили Кононовы вдвоем до «лихих» 90-х. Именно в это время актера по-настоящему списали. Обаятельный интеллигент не был нужен никому. Теперь в кино бал правили типичные «хулиганы», «братки», «новые русские». Никакой талант не заменял популярной у разом отупевшей аудитории фактуры.

Свежая кровь

Красные пчёлы (1972)

Чтобы выжить, актер решил создать свою театр-студию и стал набирать молодых и одаренных ребят. В числе прочих к нему пришла 18-летняя девушка, с первого взгляда напомнившая его супругу в юности. Впрочем, этому актер значения поначалу не придал.

Собственной студии у него не получилось, зато с юной красавицей они сдружились. В одном из интервью он убеждает собеседника, что относился к ней по-отечески. Своего папу девушка не знала. Актер помогал новой знакомой постигать азы искусства, пытался продвинуть ее в кино. Но ничего не получалось.

Тогда Кононов оплатил девушке курс обучения менеджменту, где она, кроме прочего, подтянула и английский, а после устроилась на работу. Тем временем Наталья Павловна уже частично жила в купленном актерами доме в Бутырках. Тогда Михаил Иванович решил уступить новой знакомой квартиру – пусть поживет, пока они в деревне.

Это все казалось странным их друзьям, но почему-то не сразу стало заботить Наталью. Однажды кто-то из близких семьи Кононовых застукал Михаила целующимся с молодой прелестницей. Его окликнули, но актер не смутился и даже представил новую пассию.

Об увлечении супруга стало известно Наталье. Мудрая женщина не наломала дров – ей хватило опыта спокойно проследить за романом. Кончился он плохо: девушка попыталась состряпать документы на Мишину московскую квартиру. Но подлог вовремя заметила Наталья и спасла ситуацию.

После страшного стресса обоим пришлось помотаться по больницам. Поговаривают, что именно этот случай сильно подкосил здоровье актера. Впрочем, после него Кононов все же успел воплотить своего последнего героя – дворника Спиридона Данилыча в «Круге первом». Эта роль выдернула его из черных деревенских будней в доме, в который они с Наташей переехали после жуткого случая с молодой девушкой.

Дом

Капитан Немо (1975)

Кононовы начинали беднеть, в связи с чем в середине 90-х решили обзавестись своим домиком. Двум детям столицы такие перемены дались нелегко. Их соседи по новому жилью – в деревне Бутырки – свидетельствуют, что семье буквально пришлось выживать.

Воспитанные в столичных, пусть и небогатых условиях, интеллигенты просто не знали, что делать: в каком уходе нуждается дом? Как сажать овощи? Чем заниматься в деревне? Ответов они порой не находили. В результате дом хирел и осаживался, а его жители неизбежно и как-то очень быстро старели.

Кононов, чем мог, старался помогать деревне с помощью своего имени. Местные до сих пор помнят, как Михаил Иванович выбивал для Бутырок газ – и выбил! Ни одна деревня, даже самая крупная, своей очереди так быстро не дождалась.

Но в основном годы жизни в Бутырках связаны для Кононова с нищетой и забвением. Соседи вспоминают, что актера с супругой не раз видели на ближайшей трассе – он ходил туда торговать то капустой, то свеклой. Пенсии не хватало даже на пропитание.

В середине двухтысячных Кононова разыскали помощники Глеба Панфилова. Отвезли в Бутырки томик «В круге первом» Солженицына, а вместе с ним – сценарий. Михаила Ивановича звали на роль дворника.

Спиридон Данилыч

В круге первом (2006)

Панфилов потом засвидетельствует: пробоваться Кононов приехал счастливым, но очень постаревшим.

«Это был настоящий старичок, — резюмирует партнер Михаила Ивановича по тем съемкам, Евгений Миронов, — Но глаза сверкали азартом, и играл он, полностью погружаясь в роль». Еще на гриме он становился настоящим Спиридоном Данилычем. Своего героя в нем узнал даже Солженицын, успевший до своей смерти отсмотреть фотографии утвержденных актеров.

После съемок Кононовы снова приняли решение о переезде – на этот раз обратно в Москву. Им сильно обрадовались близкие, признав, что деревня состарила и как будто сломала супругов. Но после возвращения вроде еще не старый 67-летний Кононов кочевал из одной больницы в другую.

Несколько лет сказывалось не перенесенное предательство, да к тому же у супругов по-прежнему не было денег. Тромбофлебит, инфаркт, сразу после него – воспаление легких, спровоцировавшее сердечную недостаточность… у него не было средств на дорогие лекарства и препараты.

Кононов умер в реанимации, во время очередного сердечного приступа, почти забытый поклонниками, в нищете, переживший столько потрясений, сыгравший столько любимых ролей…

  • 1/7

    Здравия желаю! или Бешеный дембель (1990)

  • 2/7

    Мои дорогие (1975)

  • 3/7

    Молодость, выпуск 5-й (киноальманах) (1981, 1983)

  • 4/7

    Один и без оружия (1984)

  • 5/7

    Проделки в старинном духе (1986)

  • 6/7

    Таёжная повесть (1979)

  • 7/7

    Царская охота (1990)

Александра Петрухина

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector