8 способов помочь ребенку из токсичной семьи

Безусловно, бывают очевидно проблемные семьи – такие, где есть алкоголизм или наркомания кого-то из родителей. Но их неизменные спутники — скандалы, рукоприкладство, пренебрежение базовыми потребностями детей — очень часто приживаются и в семье внешне «нормальных». Они не просто делают жизнь детей сложной – они разрушают их личность и их личные границы.

Как же помочь ребенку, который происходит из подобной семьи? Разбираемся вместе с психологом Лианой Натрошвили.

После спасения из токсичной атмосферы – например, развода и отделения от поднимавшего руку на домашних отца – ребенку нужна стабильная, спокойная устроенная жизнь, а также восстановление чувства границ, расслабление, выражение и признание эмоций, формирование навыков саморегуляции. Вот что конкретно важно и нужно:

Режим дня

Не обязательно строгий, но хорошо хотя бы разделить день на утро-день-вечер какими-то ритуалами: завтрак-обед-ужин или до сна – после сна. Утренняя и вечерняя рутины – как просыпаемся, встаем, завтракаем, как собираемся спать, умываемся, укладываемся.

Четкий ритм — это опора. Дети в трудной ситуации не всегда чувствуют своё тело и свои потребности. Важно помогать им и давать знаки, когда спать, когда есть.

Эмоциональный контакт с кем-то старшим

Хорошо, если мама в силах быть ребенку опорой, но если мама не всегда доступна или сама восстанавливается, это может быть любой близкий взрослый или даже просто старший ребенок (подросток) — надежный, ответственный, безопасный.

Проговаривание и принятие чувств ребенка

Важно, чтобы ребенок мог выражать свои чувства – говорить, плакать, кричать. Стоит дать понять ребенку, что эти чувства нормальны. Называйте чувства, которые испытывает ребенок («ты сердишься», «ты обижен», а также «ты радуешься»). Потом ребенок сможет распознавать их в себе. Все это – путь к осознанию, к чувству себя.

Игротерапия

  1. Игры в шалаши, палатки, домики. Игры в прятки. Иногда маленькому ребенку просто достаточно дать наволочку, в которую можно залезть.

  2. Ткань, которая и дом, и плащ, и крылья. Такие игры помогают детям почувствовать свои границы, свое пространство, «замкнуться» после состояний «разорванности» и «растрепанности» либо «несуществования», бесчувствия, которые сопровождали его в жизни в отравленной среде.

  3. В ролевых играх можно проживать эмоции: как боится зайчик? как злится медведь? как прячется белочка?

  4. Игры на заземление – вообразить, что ты дерево с корнями, что тебя греет солнышко, что ты цветочек и прорастаешь из зёрнышка, распускаются лепестки, что дождик на тебя капает, ветерок дует.

  5. Совместные игры с мамой или со значимым взрослым, ответственным за ребенка: в веточку и дерево (деточка-веточка растет на маме-дереве, большом и крепком), в маму-птицу и птенчика («забирайся под крыло, там и тихо, и тепло»), в кенгуренка (который живет у мамы в кармане).

Арт-терапия

  • Свободное творчество – просто размазывать краску по большим листам, мазать пластилин. Можно смешивать краски, изучать, исследовать. Это дает возможность выразить себя, а также расслабиться.

  • Некоторым детям страшно рисовать на белом чистом листе, им лучше подойдут раскраски (рисование в заданных рамках и границах).

  • Лепка из разных материалов. Пластилин, тесто, воск, глина. Глина охлаждает, воск согревает. Если чувствуете, что ребенок замёрз, застыл, «замороженный», дайте ему для игры тёплый воск. Лепите вместе с ребенком пирожки, пельмени, вареники, катайте тесто на домашнюю лапшу.

  • Если ребенок соглашается на такую игру, и у вас есть время на нее, можно лепить что-то и переделывать — страшное в смешное, например.

Сказки

Чтение сказок, в которых у детей-героев возникают схожие проблемы или есть схожие страхи, игры в эти сказки. Сочинение сказок про маленькую девочку или маленького мальчика (или любимого зверька ребенка), который проживает то же самое, что прожил ребенок.

Сказки помогают отделить себя от своей ситуации, посмотреть на свои переживания со стороны, осознать чувства и страхи, проявить симпатию и эмпатию к самому себе в лице сказочного героя.

Телесные, сенсорные практики

    • Пеленание, кокон (завернуть ребенка в простынку, в одеяло, как в кокон), просто укутывание, обкладывание ребенка подушками. Это даёт почувствовать границы тела и, как и объятия, помогает расслабиться, снимает напряжение, утешает боль, способствует выработке гормонов радости.
    • Массаж – поглаживания, постукивания, сжимания.

    • Теплые ванны, обливания и вообще любые водные процедуры и игры с водой.

    • Активные игры, где нужно управлять своим телом – лазанье, велосипед, самокат, игры с мячом.

    Самое главное

    Это доброжелательное отношение к ребенку, ласка, улыбки. Окружите ребенка теплом и уважением, и ребенок оттает и расслабится.

    Автор: Наталья Калашникова
    Источник: ezhikezhik.ru

    Мария Васильева

    Источник

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Adblock detector