Индивидуальный стиль деятельности может проявляться во всех сторонах обучения детей: выбор заданий, методов работы, создании мотивации и т.п. Это также аспект, который помогает каждому педагогу сделать свое занятие интересным и творческим одновременно, о чем много информации выложено на http://tutordt.ru — ресурсе репетитора с опытом Дмитрия Борисовича Терскова, готовящего ребят по математике как к поступлению в ВУЗы, так и в период обучения в школе.
Свой собственный стиль обучения может быть обусловлен природными возможностями, сложившимися качествами личности, умением анализировать свои ошибки и успехи. В данном случае педагог достигнет максимального эффекта при минимальных затратах. Но главным фактором, который позволит выработать свой собственный стиль деятельности, будет развитие детей в личностном и умственном плане.
Свойства личности человека не являются статичными и жесткими. Они могут меняться под влиянием жизненных обстоятельств. Следовательно, и индивидуальный стиль также подвержен изменениям.
Факторы, влияющие на формирование индивидуального стиля деятельности.
Факторы формирования индивидуального стиля деятельности педагога:
1.Личностные и характерологические особенности;
2.Педагогические характеристики;
3.Психологические характеристики личности обучающихся;
4.Поведенческие характеристики.
Также необходимо отметить и обратное влияние, когда развитие профессиональной деятельности ведет за собой изменения в структуре личности специалиста.
Нужно ли педагогу развивать свой стиль деятельности? Ответ четкий: да, это необходимо. Так как снижает риск эмоционального выгорания при взаимодействии с детьми, помогает им развиваться, реализовывая в полной мере свои способности, не позволяет педагогу «застыть» привычных способах деятельности.
Пути формирования индивидуального стиля деятельности.
Сформировать определенный, характерный только для себя, стиль можно с помощью нескольких приемов или путей:
1.Целенаправленный. Здесь происходит сознательный анализ собственных плюсов и минусов, подражание другим, успешным педагогам.
2.Стихийный, когда педагог выбирает определенный стиль деятельности интуитивно, при этом постоянно дорабатывая его до нужного варианта реализации.
Здесь стоит отметить такой факт: если стиль деятельности будет выбран без учета собственных психо-физиологических характеристик, то результата практически не будет, добавится утомляемость, энергетические затраты, неудовлетворенность процессом. Например, педагог с флегматичным типом темперамента решил стать активным, подвижным, инициативным. Но это не заложено в его природе. Следовательно, через какое-то время педагог будет испытывать перегрузку нервной системы, так как его личностные механизмы будут работать на пределе своих возможностей. Деятельность в данном случае может даже разрушиться.
В целом, у каждого педагога его индивидуальный стиль обладает определенной вариативностью и может быть оптимальным именно в данный момент времени. Он позволяет максимально эффективно использовать сильные стороны, нивелировать слабые, приводя к устойчивым положительным взаимоотношениям с детьми, их родителями и другими педагогами.